c 9:00 до 18:00

История паркета

Деревянные полы – неизменный атрибут как Европы, так и России, но аспекты их развития несколько разнятся. Рассмотрев эволюцию деревянных полов в России и в Европе, мы попытаемся дать Вам представление о том, как паркетные полы стали именно такими, какие они сейчас и какими они были раньше. Итак – «что было до?»…

Первоначально на Руси использовались бревна расколотые вдоль. Укладывая их на всю длину помещения на поддерживающие стропила, а иногда и просто на землю, наши предки достигали хорошей теплоизоляции. С некоторым повышением уровня жизни деревянные полы перестали быть необходимостью вызванной лишь жестким климатом, а стали носить и декоративный характер. Так в 16-м веке на Руси стали появляться «косящатые» полы, состоящие из дубовых клепок, уложенных елочкой на доски из мягких пород древесины. А еще через 100 лет широкое распространение получил «дубовый кирпич».

В отличие от своих предшественников «дубовый кирпич» укладывался на известковую подушку, а швы между кирпичами заливались смесью из извести и смолы. Используясь в самых богатых домах и храмах того времени, в укладке «дубового кирпича» был достигнут определенный уровень, позволявший укладывать его рисунком, подчеркивающим интерьер помещения.

На этом, пожалуй, стоит ненадолго прервать описание развития деревянных полов на Руси и перейти к Европейской части нашей истории. Итак, Европа… 

Деревянное зодчество средневековой Европы в некоторой мере было похоже на Русское,  однако границы между различными социальными слоями были гораздо резче.  Стараясь показать свой социальный статус, более значимые по рангу семьи стремились обзавестись собственным каменным родовым гнездом. Камень и форма «укрепленного военного пункта» или замка выбирались не случайно: это помогало контролировать близлежащие территории, еще более укрепляя собственную власть и статус. Поэтому до шестнадцатого века деревянные полы в замках не имели как таковых шансов на выживание, поскольку в каменных замках и полы выполнялись из выровненных каменных плит. 

Дерево хотя и редко, но применялось. Из него выполнялись сцены для актеров и музыкантов, оно шло на изготовление изножий, располагающихся под кроватями, креслами, тронами, столами и лавками для «зимних пиров». Кроме того, деревянные полы использовались и для выделения собственного социального статуса. Чаще всего деревянные покрытия прикрывались ковровыми дорожками.

В некоторых богатых домах Франции пол покрывали керамической черепицей, прообразом современной плитки. Уложенные рядом черепицы имели острые выступы и пазы, которые обеспечивали их взаимную фиксацию, а отдельные плитки в покрытии закреплялись коваными гвоздями. Таким образом, за исключением совпадения материала, полы из керамической черепицы явились ближайшим прообразом паркетных полов. К началу 17-го  века техника укладки черепичных полов нашла применение при укладке полов из дерева. Так, по аналогии с выступами и пазами черепиц, стали применять паркетные планки, имеющие  «шип» и «паз». На тот момент толщина паркетных планок обычно составляла 22мм. Распространились и относительно сложные способы укладки паркета:

  • панельный – пол составлялся из панелей длинной 5-6 футов, а промежутки между ними заполнялись отдельными планками из других пород дерева;
  • венгерская точка –  пол выкладывался из планок единого размера под углами от 45 до 60 градусов относительно друг-друга из различных пород древесины.

К началу 18 века получил свое распространение щитовой паркет. На деревянное основание из сбитых  досок  приклеивались паркетные плашки различной формы или шпон из пород деревьев различного цвета и фактуры. Паркетные щиты могли разделяться отдельными планками, придающими полу «сетчатый» рисунок.

Применялась и техника укладки называющаяся «marquetry» или «мозаичной укладкой», когда отдельные части паркетной композиции плотно пригонялись друг к другу, создавая узор. В то время паркетная композиция обычно состояла из звездчатых рисунков, типичным примером которых может служить пол в «Chateau de Maison», расположенной рядом с Парижем.

Отдельно стоит заметить, что в 1672 году в газете «Mercury Galant» появилась статья, утверждающая, что отныне людям более не нужны ковры, собирающие много грязи и пыли, а вот паркетные полы – просто необходимы. Паркетное искусство быстро набирало популярность и все мало-мальски известные мастера стремились привнести в него что-нибудь новое. Их стараниями паркет стал инкрустироваться такими материалами как слоновая кость, а реализация идеи применения медных штампов для выжигания узоров на паркетных плашках создало стиль «графье».

Стоит отметить, что людям, обладающим высоким социальным статусом, приходилось проводить достаточно много времени при Французском дворе. Быть не модным в то время было для них недопустимо, и хотя бы единожды увидев инновации в технике дворцового паркета, они стремились перенести этот стиль в свои имения. Их рвение определило очень высокую скорость распространения паркетного искусства, как во Франции, так и за ее пределами. На этом месте мы и остановимся, вновь вернувшись в Россию, в эпоху Петра I.

Возведение новой столицы, которую молодой император хотел видеть наиболее красивым и современным городом своей империи, и было тем моментом смешения европейской технологии и русского мастерства. На волне Петровской европеизации в Россию вообще и в Петербург в частности, стало приезжать большое количество иностранных инженеров, архитекторов и мастеров. Однако количество помещений, которые Петр хотел отдекорировать в лучшем европейском стиле, было настолько велико, что работы хватало всем. Время до 70-х годов 19 века можно назвать «золотым» в плане паркетного искусства. Слияние необычайного мастерства русских краснодеревщиков и опыта европейских мастеров в технологиях изготовления и укладки паркета дало потрясающие результаты. Практически все паркетные полы, которые можно с гордостью назвать произведениями искусства, были созданы именно тогда… а потом начался этап «промышленного» производства паркета.

Конечно, можно продолжить историю о повальном выпуске массового паркета, качество которого оставляет желать лучшего, поговорить о ненадежных способах его укладки, вспомнив о домах со скрипучим паркетным полом, но нам кажется, что к паркетному искусству это не имеет никакого отношения, ведь мы считаем изготовление и укладку паркета искусством. Возможно, в наши дни уже невозможно постичь его так глубоко, как в «золотой» для паркета век, но мы стремимся к тому, чтобы следующие поколения могли любоваться нашей работой. И если Ваши внуки будут любоваться нашим паркетом – значит мы достигли своей цели!