c 9:00 до 18:00

Реставрация паркета

Реставрация паркета - проблема, с которой специалистам и заказчи¬кам приходится сталкиваться довольно часто, о сути которой известно немногим посвященным и за решение которой почти никто не хочет браться.

Сразу необходимо отделить задачи реставрации от задач ремонта паркета. Щели, коробление, образование царапин и пятен, износ лакового слоя, потемнение поверхности дерева — все это проявляется при хорошо известных обстоятельствах и устраняется традиционными методами в процессе эксплуатации и ремонта паркета.

В отличие от этого задача реставрации паркетных полов относится, главным образом, к исторически ценному, оригинальному, художественному паркету или паркету, уложенному в помещениях, имеющих мемориальную значимость. Такая задача, как правило, связана с серьезной работой по изучению старой документации и свидетельств современников, требует значительных финансовых затрат и времени и может выполняться паркетчиками высочайшей квалификации. Если есть выбор, заниматься реставрацией или нет, началу работ должен предшествовать тщательный анализ. 

В зависимости от обстоятельств реставрация может предусматривать:

  • локальное восстановление старого ценного паркета при малых по площади разрушениях. Здесь может иметь место целая гамма решений от изготовления и укладки местами паркета взамен старого с теми же длинной, шириной и видом дерева до укладки на поврежденных местах новых элементов рисунка, вводимых так, как если бы это было предусмотрено с самого начала;
  • воссоздание старого рисунка для истонченного или разрушенного паркета;
  • замену паркета и рисунка укладки на одностильные для соответствующей эпохи и архитектурного решения интерьера.

Последние два варианта реставрации могут сопровождаться искусственным старением поверхности пола в отдельных местах или по всей площади. Для этого используются механические и химические методы, по отдельности или вместе взятые.

Следует отметить, что не только благородные серебро и бронза со временем меняют цвет поверхности. Патина (естественная или искусственная), украшающая старинные ювелирные изделия и бронзовые шандалы и подсвечники, характерна так же и для дерева. Это справедливо в равной степени для антикварной мебели и для старинного паркета. Эффект изменения вида дерева со временем связан с его механическим износом и взаимодействием органических солей в массиве с воздухом и компонентами финишной отделки поверхности пола. Для искусственного старения новоделов применимы, например, патинирующие и пигментирующие составы зарубежного производства.

Воссоздание старого рисунка, как правило, не означает повтор того, что было. Скорее это цитирование старого решения или вариации на тему стиля или эпохи. Так же, как мода прежних эпох или периодов, элементы интерьера требуют адаптации к современной жизни, и, к сожалению, обречены на неудачу попытки имплантировать в сегодня содержание старинной гравюры, просто убрав ограничивающую ее рамку.

Очень важной, хотя и скрытой от глаз непрофессионала частью работы является ревизия и реставрация или полная переделка подосновы паркетного пола. Старые паркеты укладывались по деревянным "черным" полам или по деревянным лагам и представляли собой композиции из штучного или щитового паркета. 

Если в доме сохранилась система вентиляции подполов, можно восстановить вентилируемые полы со специальными решетками. В противном случае могут заново сооружаться варианты подосновы, использующие лаги или сплошную многослойную конструкцию.

Для полов по регулируемым лагам старая подоснова расчищается до твердого основания, по которому укладываются лаги в виде бруса с пластмассовыми вставками на резьбе. Эти вставки регулируют положение лаг по высоте при движении по резьбе и позволяют уложить абсолютно ровный по горизонтали "черный" пол из листов фанеры.

В отличие от этого, сплошная подоснова по бетонному основанию (цементной стяжке) или деревянному "черному" полу содержит последовательные слои гидро- пароизоляции и водостойкой фанеры, распиленной на квадраты примерно 75x75 см и прикрепленной к основанию дюбелями или винтами-саморезами. На эту подоснову могут приклеиваться и пристреливаться штучный паркет или элементы художественного паркета.

Конечно, при работе "ниже ватерлинии", т.е. при сооружении подосновы под реставрируемые полы, сейчас вряд ли кому-нибудь придет в голову варить и использовать популярный в XVTII в. "рыбий" клей. Даже и при финишной отделке пола повсеместному когда-то воску в большинстве случаев пришли на смену современные лаковые и масляные покрытия, а для чистки поверхности паркета уже не применяется рыбья кожа (фишаут).

Современным клеевым, грунтовочным, антисептическим и отделочным химическим материалам находится место практически при любых видах реставрационных работ наряду со специальными составами для искусственного старения напольных покрытий и для дальнейшего ухода за ними при эксплуатации.

Часто реставрация художественного паркета является лишь завершающей частью комплексной задачи восстановления здания исторической значимости. Состояние многих из таких зданий на момент принятия решений об их реставрации таково, что с трудом удается сохранить и удержать стены, около которых и воссоздается памятник архитектуры или истории.

В связи с этим показатели влажности и запыленности в реконструируемых помещениях часто соответствуют тому, с чем приходиться встречаться в завершающей стадии отделки обычной новостройки. Процессу воссоздания в таких помещениях должны предшествовать тщательные промеры влажности стен и оснований. Измерения должны затрагивать не только поверхности, но и толщу материалов. Поэтому применяются волновые влагомеры, позволяющие оценить влажность на глубину минимум 2,5-4 см. При этом измеренные значения не должны превышать 5% для стен и подосновы пола.